Для вас, родители

Задачи воспитания и обучения

 Подготовительная группа

Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познаватель­ные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, фор­мировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Раз­вивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриоти­ческие и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. За­креплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди раз­ных национальностей.

Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.

Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользо­ваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематиче­ский слух и навыки звукового анализа речи.

Развивать художественно-творческие способности детей в различ­ных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое вос­приятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллекти­визм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и груда, ока­зывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.

Продолжать формировать навыки учебной деятельности: вниматель­но слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а так­же самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставлен­ную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

 

Примерный список литературы для чтения детям

Подготовительная группа:

Русский фольклор

Песенки: «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима при¬шла...»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...».

Календарные обрядовые песни: «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масля¬ной неделе...»; «Тин-тин-ка...»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки: «Братцы, братцы!»; «Федул, что губы надул?»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил - вот колесо».

Небылицы: «Богат Ермошка»; «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Василиса Прекрасная»; «Волк и лиса»; «Добрыня и Змей»; «Снегурочка»; «Caдко»; «Семь Симеонов - семь работников»; «Сынко-Филипко»; «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться».

Фольклор народов мира

Песенки: «Перчатки», «Кораблик» (пер с англ. С.Маршака); «Мы пошли по ельнику» (пер. со швед. И.Токмаковой); «Что я видел», «Трое гуляк» (пер. с франц. Н.Гернет, С.Гиппиус); «Ой, зачем ты жаворонок…» (обр. Г.Литвака); «Улитка» (обр. И.Токмаковой).

Сказки: «Кот в сапогах» (пер. Т.Габбе); «Айога» (обр. Д.Нагишкина); «Каждый свое получил» (обр. М.Булатова); «Голубая птица» (обр. А.Александровой); «Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л.Кон); «Самый кра¬сивый наряд на свете» (пер. с япон. В.Марковой).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия: М.Волошин «Осенью»; С.Городецкий «Первый снег»; М.Лермонтов «Горные вершины»; Ю.Владимиров «Opкестр»; Г.Сапгир «Считалки, скороговорки»; С.Есенин «Пороша»; А.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...», «Птичка»; П.Соловьева «День и ночь»; Н.Рубцов «Про зайца»; Э.Успенский «Страшная история», «Память»; А.Блок «На лугу»; С.Городецкий «Весенняя песенка»; В.Жуковский «Жаворонок»); Ф.Тютчев «Весенние воды»; А. Фет «Уж верба вся пушистая»; Н.Заболоцкий «На реке».

Проза:  А.Куприн «Слон»; М.Зошенко «Великие путешественники»; К.Коровин «Белка»; С.Алексеев «Первый ночной таран»; Н.Телешов «Уха»; Е.Воробьев «Обрывок провода»; Ю.Коваль «Русачок-травник», «Стожок»; Н.Носов «Как ворона на крыше заблудилась»; С.Романовский «На танцах».

Литературные сказки:  А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.Ремизов «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К.Паустовский «Теплый хлеб»; В.Даль «Старик-годовик»; П.Ершов «Конек-Горбунок»; К.Ушинский «Слепая лошадь»; К.Драгунская «Лекарство от послушности»; И.Соколов-Микитов «Соль земли»; Г.Скребицкий «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия: Л.Станчев «Осенняя гaмма» (пер. с болг. И.Токмаковой); Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К.Орешина); Э.Лир «Лимерики», «Жил-был старичок из Гонконга», «Жил-был старичок из Винчестера», «Жила на горе старушонка», «Один старикашка с косою» (пер. с англ. Г.Кружкова).

Литературные сказки: Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий yтенок» (пер. с дат. А.Ганзен); Ф.Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю.Нагибина); А.Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е.Соловьевой); С.Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А.Любарской).

Для заучивания наизусть (по выбору воспитателей): Я.Аким «Апрель»; П.Воронько «Лучше нет родного края»; Н.Гернет и Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; С.Есенин «Береза»; С.Маршак «Тает месяц молодой»; Э.Мошковская «Добежали до вечера»; В.Орлов «Ты лети к нам, скворушка»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»; Н. Рубцов «Про зайца»; И.Суриков «Зима»; П.Соловьева «Подснежник»;• Ф.Тютчев «Зима недаром злится».

Для чтения в лицах: К.Аксаков «Лизочек»; А.Фройденберг «Великан и мыши»; Д.Самойлов «У Слоненка день рождения»; Л.Левин «Сундук»; С.Маршак «Кошкин дом».

Дополнительная литература

Сказки: «Белая уточка»; «Мальчик с пальчик».

Поэзия: «Вот пришло и лето красное», рус. нар. песенка; А.Блок «На лугу»; Н.Некрасов «Перед дождем»; А.Пушкин «За весной, красой природы...»; А. Фет «Что за вечер...»; С.Черный «Перед сном», «Волшебник»; Э.Мошковская «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В.Берестов «Дpaкон»; Э.Успенский «Память»; Л.Фадеева «Зеркало в витрине»; И.Токмакава «Мне грустно»; Д.Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М.Валек «Myдpeцы».

Проза: Д.Мамин-Сибиряк «Mедведко»; А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М.Пришвин «Курица на столбах»; Ю.Коваль «Выстрел».

Литературные сказки: А.Усачев «Про умную собачку Соню»; Б.Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И.Токмаковой); М.Эме «Краски» (пер. с фран. И.Кузнецовой). 

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. 

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

от 5 до 6 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации  происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


В этом возрасте ваш ребенок:

· Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

· С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

 · Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно — ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

 · Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

· Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

· Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

· Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

· Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания. 

Математика (РМП)

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

 7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление.

Развитие мышления, памяти, внимания 

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец). 

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи 

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

3. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

4. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

5. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

6. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир 

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь: 

1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев. Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1.Ребенок может звонить по телефону.

2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу 

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам как его родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на требование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека»                    

Виссарион Григорьевич Белинский

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение книг служит одним из условий развития слуха у детей, а на этой основе – усвоения языка.

Дошкольный возраст – важный этап развития и воспитания личности. В этот период происходит становление речи и её формирование, ребёнок усваивает звуки родного языка, учится правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественная литература является основным источником воспитания, прививает любовь к Родине, к природе. Учит видеть красивое вокруг себя. Вот красивая лужайка с прекрасными цветами по которой идет Красная шапочка, а вот удивительный замок, который «построил» Кот в сапогах для своего хозяина и т.д.

 Заложенная в детстве любовь ребенка к книге, к чтению будет способствовать формированию усидчивости и успешной учебной деятельности в дальнейшем.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста необходимо читать ребенку в слух.

По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки, прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трех до семи.





Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.


Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.


В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:


Стремление к самостоятельности.
 Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.


 Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.


 Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.


Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.


Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. 

Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.


Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.


Вам, как его родителям, важно:

  • ·    Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

  •      По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

  •      Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

  •      Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

  •      Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

  •     Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

  •     Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

  •      Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее

Примерный список литературы для чтения детям
Средняя группа:
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички: «Наш козел...», «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси...», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка...», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый…», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…».
Сказки:  «Про Иванушку-дурачка» (обр. М.Горького); «Война грибов с ягодами» (обр. В.Даля); «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Н.Толстого); «Жихарка» (обр. И.Карнауховой); «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М.Булатова); «Зимовье» (обр. И.Соколова-Микитова); «Лиса и козел» (обр.  О.Капицы); «Привередница», «Лиса-лапотница» (обр. В.Даля); «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О.Капицы).
Фольклор народов мира
Песенки: «Рыбки», «Утята» (франц., обр. Н.Гернет, С.Гиппиус); «Чив-чив, воробей» (пер. с коми-пермяц. В.Климова); «Пальцы» (пер. с нем. Л.Яхина); «Мешок» (татар., пер. Р.Ягофарова).
Сказки: «Три поросенка» (пер. с англ. С.Михалкова); «Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А.Введенского); «Красная Шапочка» (из сказок Ш.Перро, пер. с франц. Т.Габбе); «Бременские музыканты» (нем., пер. В.Введенского).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия:  И. Бунин «Листопад»; А.Майков «Осенние листья по ветру кружат...»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»; А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я.Аким «Первый снег»; А.Барто «Уехали»; С.Дрожжин «Улицей гуляет... »; С.Есенин «Поет зима - аукает...»; Н.Некрасов. «Не ветер бушует над бором...»; И. Суриков «Зима»; С.Маршак «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С.Михалков «Дядя Степа»;.Е.Баратынский «Весна, весна»; Ю.Мориц «Песенка про сказку», «Дом гнома, гном - дома!»; Э.Успенский «Разгром»;  Д.Хармс «Очень страшная история».
Проза: В.Вересаев «Братишка»; А.Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»; М.Зощенко «Показательный ребенок»; К.Ушинский «Бодливая корова»; С.Воронин «Воинственный Жако»; С.Георгиев «Бабушкин садик»; Н.Носов «Заплатка», «Затейники»; Л.Пантелеев «На море»; В.Бианки «Подкидыш»; Н.Сладков «Неслух».
Литературные сказки: М.Горький «Воробьишко»; В.Осеева «Волшебная иголочка»; Р.Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких че-ловечках»; К.Чуковский «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»); Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В.Бианки «Первая охота»; Д.Самойлов «У слоненка день рождения».
Басни:  Л.Толстой «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия: В.Витка «Считалочка» (пер. с белорус. И.Токмаковой); Ю.Тувим «Чудеса» (пер. с польск. В.Приходько); «Про пана Трулялинского» (пересказ с польск. Б.Заходера); Ф.Грубин «Слезы» (пер. с чеш. Е.Солоновича); С.Вангели «Подснежники» (пер. с молд. В.Берестова).
Литературные сказки: А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» (пер. с англ. Б.Заходера); Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (пер. с англ. Э.Паперной); Т.Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (пер. с норв. Л.Брауде); Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ. Н.Шерешевской); Э.Хогарт «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ. О.Образцовой, Н.Шанько).
Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А.Пушкин «Beтер, ветер! Ты могуч...»; З.Александрова «Елочка»; А.Барто «Я знаю, что надо придумать»; Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики...»; В.Орлов «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е.Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...» (шотл. нар. песенка, пер. И.Токмаковой).


Уважаемые родители!
   Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Ребенку ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.
     В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!
Посетим сайт "МИР БУКАШКИ"   http://bukashka.org
                                                 
Чему ребенок должн научиться к концу года:
Познавательное развитие
Знает свою фамилию, имя, возраст. Начинает осознавать, что не похож на других. Возникает интерес к своей жизни и жизни близких. Знаком с предметами ближайшего окружения(игрушки, книги, посуда, мебель и пр.), местонахождением их в группе. Различает и называет различные качества и свойства предметов. Может обобщать, группировать и дифференцировать объекты по определенным признакам. Имеет представления о транспорте. Знаком с некоторыми правилами дорожного движения, знает, что такое светофор, определение сигналов светофора.
Знаком с назначением некоторых общественно – бытовых зданий (магазин, поликлиника). Имеет представление о труде взрослых, о некоторых трудовых действиях этих профессий. Имеет представления о некоторых праздниках (Новый год, мамин день, день своего рождения).
Различает и называет 2-3 вида деревьев ближайшего окружения, 2-3 вида цветущих травянистых растений. Различает по форме, цвету, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи. Понимает, что все растения надо поливать, чтобы они росли. Знает 2-3 вида птиц, прилетающих на участок. Узнает некоторых насекомых, наиболее часто встречающихся. Имеет представления об отдельных явлениях природы. Различает и называет состояния погоды. Различает некоторые свойства воды и снега, знает свойства песка.
Речевое развитие
Может внятно говорить. В большинстве случаев ребенок произносит четко звуки родного языка. Возможны ошибки в произношении трудных звуков (шипящих, свистящих, сонорных) выражают разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Инициативное общение с взрослыми и детьми.
Овладевает грамматическим строем речи: употребляет слова в единственном и множественном числе, слова с суффиксами, имеющими различную оттеночную характеристику, использует простые и распространенные предложения.
Громко и четко произносит гласные звуки (а, о, у. ы, и, э), подражая звукосочетаниям сказочных персонажей типа: ква-ква, иго-го-го, пи-пи-пи и т.д.
Различает слово и звук. Пересказывает литературные произведения, рассказывает по картинке, описывает характерные особенности той или иной игрушки.

Социально-коммуникативное развитие
Увеличивается продолжительность игрового взаимодействия. Ребенок распределяет роли. Умеет согласовывать игровые действия по ходу игры. Появляется ролевое общение.
В беседе ребенок адресует высказывания другому ребенку. Может учитывать возможности понимания слушателя.
Имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести. Эмоционально переживает, когда проявляет неправильное поведение. Может контролировать поведение других детей и свое. Без напоминания взрослого убирает свои игрушки, выполняет трудовые обязанности, доводит дело до конца, однако в некоторых случаях может отвлечься на более интересное занятие.
В самостоятельной деятельности на занятиях способен (при помощи взрослого) разделить материал и распределить обязанности при выполнении работы.

Физическое развитие
Умеет выполнять основные движения, общеразвивающие упражнения, участвуют в подвижных играх. Умеют согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
Умеет стоять с закрытыми глазами в течении 15 сек.: руки вытянуты по швам, стопы расположены по прямой линии так, что носок левой ноги примыкает к пятке правой.
Умеет пройти по гимнастической скамейке. Приседать 6 раз подряд в подвижном темпе. Перепрыгнуть с места  через «барьер» (высота 5 см.)
Подбрасывать и ловить мяч двумя руками (3-4 раза подряд)

Художественно – эстетическое развитие
Создает выразительные и гармоничные беспредметные живописные композиции. Владеет способами соединения деталей форм при составлении изображений, размещая детали по горизонтали, вертикали, чередуя разные элементы и их положения.


Конспект – беседа.
Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами».
Цель: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине.
Задачи: подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картине; уметь завершать рассказ. Развивать умение отмечать и называть черты различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий; учить подбирать точные слова, характеризующие действия (активизация употребления в речи глаголов). Закрепить знание геометрических фигур.
Ход:
- Посмотрите на картину. Как вы думаете, как она называется? (ответы детей) Картина называется «Кошка с котятами».
- Расскажите, кто изображен на картине? (кошка и трое котят) - Расскажите о кошке. Какая она? (большая, пушистая)
- Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (смешные, озорные) .
А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперед и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы услышите. (Воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки). Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину? (Ответы детей).
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеет делать кошка? " (Умывается языком, прячет нос, когда холодно. Хорошо видит в темноте, песни поёт. У неё хороший слух, ходит неслышно. Умеет выгибать спинку, царапается.)
- Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - серый, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке … .: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Музыкальная физкультминутка «Как котята».
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
Кто изображён на картине? Где происходит действие?
Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

Развиваем речь у детей
Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы и здоровые взаимоотношения с окружающими. 

Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним относятся: 

1. Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом 

2. Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка 

3.  Отсутствие речевого общения с ребенком. 

Органические причины: 

1 Снижение слуха 

2 Задержка психического развития. 

3 Травмы головы. 

4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс. 

При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер. 

Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям. 

Можно рекомендовать. 

Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное усваивание и накопление словаря. 

Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих детей и сложности в установлении речевого общения. Можно рекомендовать речевую игру по методу наглядного подражания взрослому ребенок повторяет движения. 

Три медведя. 

Три медведя шли домой – (ребенок шагает на месте вперевалочку) 

Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху) 

Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди) 

А сынок – малютка (просто присесть) 

Очень маленький он был (присев покачиваться по - медвежьи) 

С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки) 

Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитируют игру с погремушками) . 

Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. 

Кукареку! 

Кур стерегу! 

Кудах – тах – тах! 

Снеслась в кустах. 

Пить, пить, пить. 

Воды попить. 

Мур, Мур. 

Пугаю кур. 

Ам, ам! 

Кто там? 

Му, му. 

Молока кому? 

В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных. 

Дети имеющие фразовую речь или предложения можно рекомендовать чтение потешки “Баю – бай” для этой потешки используют сюжетные картинки на которых изображены кукла, собака. Можно использовать игрушечную собачку, куклу, рассмотреть игрушки, спросить у ребенка (как собачка лает, где хвостик, лапки, ушки). Взять на руки куклу покачать и положить спать. Прочитать потешку, ритмично не спеша. 

“Баю – бай, баю – бай, 

Ты, собачка, не лай, 

Белолапа не, скули, 

Мою Таню не буди. 

Ребенок слушает потешку и повторяет слова полностью или отдельные слова (бай, собачка, лай) . 

Дети, у которых речь более сформирована можно рекомендовать по сюжетным картинам составить 1-2-3 предложения или пересказ небольшого рассказа. 

Залог успеха речевого развития ребенка во многом зависит от систематической планомерной активности родителей. Мы можем помочь в выборе материала что читать и как читать. Не говорящим детям первоначальные книги- это “хрестоматия для маленьких” Л. Н. Елисеева и другие. 

На первом этапе работы с ребенком можно рекомендовать разучивание потешек – когда текст говориться взрослым, а ребенок только воспроизводит действия, которым его обучили. 

Пример: Ай ду - ду, ду –ду! 

Сидит ворон на дубу, 

Он играет во трубу, 

Во Серебряную. 

Ребенок вместе с вами может повторять первую строчку. На слова следующей “Сидит ворон на дубу”, садится на стульчик и показывает как сидит ворон как играет во трубу. На данном этапе желательно чтобы родители прочитывали текст, а затем пересказывали его ребенку, сопровождая показом. 

А также можно рекомендовать включать детей в круг домашних дел (уборка комнаты, мытье посуды и др.) 

Взрослый дает ребенку задание, при этом обращение должно быть коротким из одного предложения пример:(Возьми чашку, принеси чашку) постепенно обращение может усложняться. И все домашние дела, которые вы делаете вместе с ребенком можно напевать (умываетесь, играете, гуляете использовать потешки, прибаутки, загадки) .


Консультация для родителей по развитию речи во второй младшей группе
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
1.Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
2. Станция «Сказочная»
(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число что активизирует речь.
3)Станция «Наши руки не знают скуки» 1этап
Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
Пальчиковые игры (без предметов).
1) 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).
Маме осенний букет отнесём ( «шагают» по ладошке).
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
3) Пальчиками можно рассказывать стихи.
«Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
4) Станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа-жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».


Конспект-беседа

Тема: Рассматривание картины

«Корова с телёнком»

Задачи:
Познакомить детей с отличительными особенностями коровы и телёнка. Уточнить знания об их внешнем виде, роль взрослого по уходу за домашними животными. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя; при повторном рассказывании добавлять отдельные слова и фразы. Закрепить знания детей о домашних животных, уметь различать животных по символам, называть детёнышей животных. Строить из геометрических фигур коровник, различать геометрические фигуры по форме, цвету. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход.
Рассказываю, что совсем недавно у бабушки поселилась корова с телёнком. Бабушка попросила художника нарисовать картину с их изображением.
Ставлю картину и рассматриваю её вместе с детьми: называем и показываем части тела коровы.
У коровы большое туловище, есть голова, рога, уши, глаза, ноги, на ногах копыта. Хвост метёлкой, вымя. Шёрстка кроткая, жёсткая, коричневого цвета. Придумываем и даём корове имя.
Воспитатель: Ребята, бабушка хочет послушать, как вы расскажете о корове. Кто хочет рассказать о корове? Вместе с ребёнком описываем корову:
Воспитатель: у коровы есть детёныш - теленок. Он меньше коровы. У него есть туловище, голова. На голове уши (нет рогов, глаза, есть ноги, на ногах копыта, хвост метелкой. Даём имя телёнку. Кто хочет рассказать про телёнка? Вместе с ребёнком описываем телёнка. Говорю, что корова для телёнка мама. Когда зовёт его, она кричит? Как она кричит?
Дети: Му-му.
Проводится игра «Пастух и корова».
Пастух говорит:
«Ранним - рано поутру пастушок - ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему - му-му да му-му».



Конспект – беседа.
Тема: «Рассказывание по картине 
«Кошка с котятами».

Цель: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине.
Задачи: подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картине; уметь завершать рассказ. Развивать умение отмечать и называть черты различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий; учить подбирать точные слова, характеризующие действия (активизация употребления в речи глаголов). Закрепить знание геометрических фигур.
Ход:
- Посмотрите на картину. Как вы думаете, как она называется? (ответы детей) Картина называется «Кошка с котятами».
- Расскажите, кто изображен на картине? (кошка и трое котят) - Расскажите о кошке. Какая она? (большая, пушистая)
- Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (смешные, озорные) .
А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперед и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы услышите. (Воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки). Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину? (Ответы детей).
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеет делать кошка? " (Умывается языком, прячет нос, когда холодно. Хорошо видит в темноте, песни поёт. У неё хороший слух, ходит неслышно. Умеет выгибать спинку, царапается.)
- Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - серый, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке … .: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Музыкальная физкультминутка «Как котята».
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
Кто изображён на картине? Где происходит действие?
Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор. 

Что почитать ребенку 3-4 лет!?

Наши детки растут и становятся настоящими литературными любителями. И если ранее им достаточно было потешек, песенок и коротеньких стишков, прочитанных с интонацией ласковым маминым голосом, то теперь они по настоящему начинают понимать смысл всего этого. Как же не растеряться в выборе? Как найти именно то, что нужно вашему ребенку 3-4 лет? ответ прост: прислушивайтесь к своей интуиции. Ведь только вам не понаслышке известно, что может больше всего заинтересовать его, что ему подойдет и от чего он будет в полном восторге!

               Книги для детей 3-4 лет

Русский фольклор
Сказки"Колобок", обр. К. Ушинского; "Кот,петух и лиса", обр. М. Боголюбской;"Гуси-лебеди"; "Лиса и Заяц", обр. В. Даля. "Волк и козлята", обр. А.Н. Толстого; "Пых", белорус., обр. Н. Мялика; "Коза-дереза", "Бычок - черный бочок, белые копытца", "У страха глаза велики" обр. М. Серовой. "Снегурушка и лиса"
Песенки, потешки, заклички. "Сорока, сорока...", "Еду-еду к бабе, к деду...", "Тили-бом!Тили-бом!..", "Тень, тень, потетень...", "Жили у бабуси...". 
"Пальчик-мальчик...", "Как у нашего кота...", "Сидит белка на тележке...", "Ночь пришла...", "Божья коровка...", "Курочка-рябушечка...", "Кисонька-мурысенька...", "Заря-заряница". 

Фольклор народов мира
Сказки"Два жадных медвежонка", венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; "Рукавичка", укр., обр. Е. Благининой. "Лесной Мишка и проказница Мышка", латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; "Петух и лиса", шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой. "Лиса-нянька", фин., пер. Е. Сойни; "Петух и лиса", шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России
ПоэзияА. Барто, "Девочка чумазая"; А. Кушнер. "Кто разбил большую вазу?"; В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо?"; Э. Мошковская "Жадина"; Д. Хармс, Н. Радлов. "Упрямые козлы"; Н. Заболоцкий. "Как мыши с котом воевали".

К. И. Чуковский. "Мойдодыр", "Путаница", "Чудо-дерево", "Краденое солнце", "Айболит", "Ежики смеются", "Муха-Цокотуха".

С. Михалков. "Песенка друзей"; Э. Успенский. "Жил-был один слоненок", Р. Сеф. "На свете все на все похоже...".

Проза
Д. Мамин-Сибиряк. "Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке"В. Сутеев. "Три котенка"; Е. Чарушин. "Утка с утятами", "Медведица и медвежата" (из цикла "Большие и маленькие"), "Медвежонок"
Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка прохраброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, короткий хвост"; Л. Воронкова. "Маша-растеряша"; С. Прокофьева. "Сказка о грубом слове "уходи", "Сказка о невоспитанном мышонке" (из книги "Машины сказки"). К. Ушинский. "Петушок с семьей"; Г. Балл. "Новичок на прогулке", "Желтячок"; В. Бианки. "Мишка-башка"; С. Прокофьева. "Маша и Ойка", "Когда можно плакать", "Сказка о грубом слове "уходи". Э. Мошковская. "Митя - сам", "Не буду бояться!", Н. Радлов. "Упрямые козлы", "Где же дети?", "Добрая утка", "Не качались бы...".  Л. Толстой. "Птица свила гнездо...", "У Вари был чиж..."; Е. Пермяк. "Как Маша стала большой".

Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия
Я. Балтвилкс. "Стишок с отгадками", пер. с латыш. Д. Цесельчука; Л. Милева. "Быстроножка и Серая Одежка", пер. с болг. М. Маринова 

Проза. Д. Биссет. "Лягушка в зеркале", пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. "Крошка Енот и Тот, кто сидит впруду", пер. с англ. О. Образцовой. МУЛЬТФИЛЬМ
Проза
И. Чапек. "Трудный день", "В лесу", "Кукла Яринка" (из книги "Приключения пёсика и кошечки"), перевод с чешского Г. Лукина.
О. Альфаро. "Козлик-герой", пер. с исп. Т. Давитьянц.


Комментариев нет:

Отправить комментарий